Практическое задание №2. Анализ фреймов в журналистском тексте
1. Фрейм нормы (нормальности)
Данный фрейм представлен в материале Российской газеты: https://rg.ru/2023/02/27/drony-unichtozhaiutsia-avtomaticheski.html. Он повествует о работе радиолокационной станции «Репейник» и успешной борьбе с беспилотниками.
Фрейм нормальности проступает в словах автора: «Безнаказанности подобных дронов приходит конец. Мы уже рассказывали о том, что группа молодых московских инженеров под руководством кандидата технических наук Алексея Царькова смогла разработать технологии, которые позволили мгновенно фиксировать непрошеного беспилотного гостя». Журналист поясняет, что существовала угроза, но теперь ей мало не покажется – появились разработки для борьбы с неприятелем.
Материал призван вызвать у читателя ощущение защищённости, гордости за отечественные разработки. Текст изобилует специальной лексикой, которая среднестатистическому читателю вряд ли будет понятна, но по ощущениям рассказывают о чём-то крайне значимом для российской разведки. К тому же материал написан аккуратно, но с уклоном во внушение страха противостоящей стороне – это прослеживается в описании технических характеристик РЛС и в пояснении названия: «Радиолокационную станцию нового поколения, способную обнаруживать дроны-невидимки, назвали «Репейник». И действительно она цепляет самые малые воздушный объекты, прорваться через нее почти невозможно. Станция построена на отечественной элементной базе».
2. Фрейм ностальгии
Невероятно, но факт – фрейм ностальгии чаще всего присутствует в материалах про СССР. Экспресс газета рассказывает о лучших курортах Советского Союза: https://www.eg.ru/nostalgia/2984512-okakom-otdyhe-mechtali-sovetskie-grajdane/.
Ностальгия появляется уже в лид-абзаце: «С заграничным отдыхом в Советах было трудно. Железный занавес стоял твердо, а погреться на пляже у берега моря хотелось всем. На помощь приходили курорты СССР. И, нужно сказать, они имели весьма достойный уровень и могли удивить даже заграничного гостя».
Материал представляет собой подборку городов ныне Краснодарского края, республики Крым, Абхазии и Грузии. Примечательно, что автор практически каждый город именует «здравницей» и резюмирует, что «сюда съезжались люди со всего Союза». Аккордом ностальгического текста становится фраза: «Приехать сюда также стоило больших усилий, но, к счастью для советских граждан, это было возможно».
Автор умело орудует кистью ностальгического фрейма, вырисовывая пресловутое «раньше было лучше» огромными красными буквами на заборе, а точнее сказать железном занавесе, который и был причиной популярности отечественных курортов. Так как нынешняя ситуация в стране диктует свои правила игры (закрытое авиасообщение на юге страны тому подтверждение), текст намекает, что самое время возвращаться к истокам и ездить в свои «здравницы». В завершении позволю цитату запрещённой отечественной музыкальной группы в РФ:
Ароматный боярышник лучше виски
У нас всё своё, родное, только чай индийский
Чё там у богатых? Чё там за границей?
Соловей про журавлей накаркает синицам.
3. Фрейм негативных последствий
Портал «Дни.ру» предлагает присмотреться к своему окружению на предмет заразности: https://dni.ru/health/2023/2/12/516917.html?utm_campaign=dni&utm_medium=referral&utm_source=nextnews.
Заголовок уверяет, что найдена смертельно опасная болезнь. Несмотря на шутливое содержание и кликбейтный лидер, есть и доля запугивания. Автор заявляет, что «привычка быть несчастным может передаваться из поколения в поколение, а последствия могут быть необратимыми вплоть до летального исхода».
Напоследок указано, что нужно предпринимать какие-либо меры, иначе всё, конец всему человечеству: «Если постоянно терпеть негатив от окружающих, можно подорвать психическое здоровье, на фоне этого коронавирус и впрямь кажется не таким ужасным».
4. Фрейм нормальности + фрейм негативных последствий
Осторожно, эта ссылка ведёт на призыв «Быть как Донбасс»: https://www.mk.ru/politics/2023/02/26/putin-pomenyal-otnoshenie-k-svo-na-chto-nameknul-prezident-v-poslanii.html.
Материал обозревателя «от» и «до» представляет собой фрейм нормальности. Мол, так надо, ничего не произошло, «СВО стала частью нашей жизни». Если быть точной, то автор гладит читателя по голове, успокаивая: «Это сложно принять, как-то надо же прожить эту часть жизни. 24 февраля прошлого года мы шагнули в новый мир. В котором неуютно, чего скрывать – страшно, но свежо и светло. И отступить уже не получится».
К финалу текста журналист расписался на славу, поэтому приправляет популистским высказыванием в отдельном абзаце: «Мы – можем. Не артикулировалась такая цель СВО, как возвращение простым людям веры в собственные силы. Но она достигнута».
Что же до фрейма негативных последствий? Затрагивается тема мирного плана Китая: «Как-то все кругло, обтекаемо и даже тефлоново. В США даже посчитали, что это не план, а размышления Китая на заданную тему. Но тут-то и оказалось самое интересное. Нет ведь в плане ни слова про «вывод войск». План отвергнут Украиной и Западом. Что автоматически развязывает руки Китаю в оказании помощи России. Есть, конечно, угроза американских санкций для китайских компаний. Но тут как раз в Китай летит Лукашенко. То есть ждем вместе с традиционными уже белорусскими креветками поставок новейших белорусских боевых дронов». Прослеживается упоминание участия в конфликте ещё одной страны, которая вроде бы высказала своё независимое мнение, но если что-то пойдёт не так, то она станет отличным союзником в развязанном конфликте.
Оба фрейма только усиливают обозначенную тему данного материала. Нас сначала успокаивают, призывают верить, что военный конфликт – будничная ситуация, но это новый мир. Но если мы ослушаемся и будем смотреть в другую сторону, то мало не покажется. А главное вот же, нас поддерживают, ну ты чего, Фома неверующий?
Комментарии
Отправить комментарий